ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ

Актуальные проблемы воспитания
Авторы:
Аннотация:

Языковое общение подразумевает возможность согласия собеседников относительно опре- деленных утверждений, а значит, возможность удостоверения истинности высказываний. Отно- шение высказывания к выражаемому им положению дел в аспекте его возможной истинности может быть только изобразительным. В строгом смысле слова не может быть никаких незави- симых стимульных значений, с которыми сообразовывались бы элементы предложения (изо- бражения). Положения дел и события нашего мира являются коррелятами наших изображений и лишь с их помощью выделяются в мире как смысловые единства. То же касается и элементной соотнесенности отдельных знаков. Стимульно неидентифицируемыми языковые выражения де- лает не принадлежность их к какому-то определенному языку, а сам изобразительный принцип языка, способ соотнесенности языка с артикулируемыми в нем сегментами опыта. Интерпрета- ция изобразительного отношения не нуждается ни в посредничестве «логической формы», ни в установлении непосредственного структурного подобия между предложениями и описываемы- ми ими положениями дел.