Персоналии как единицы обучения русскому языку как иностранному

Образование и педагогические науки
Авторы:
Аннотация:

Цель данной статьи – анализ специфики российских персоналий как единиц обучения русскому языку как иностранному. В процессе исследования были использованы метод сплошной выборки персоналий из учебной литературы по русскому языку для иностранцев (начальный этап) для создания исходного корпуса этих единиц и метод системного анализа, предполагающий рассмотрение персоналий как компонентов некоторой системы более высокого уровня (содержания обучения) и как самостоятельной системы (учебной персоносферы). Результатом систематизации персоналий стала их типология. В учебной персоносфере предлагается выделять три группы – универсальные, профильные и локально-тематические персоналии. Универсальные персоналии предназначены для изучения всеми студентами-иностранцами, профильные изучаются в дополнение к универсальным в соответствии с учебно-профессиональными интересами студентов. Универсальные и профильные персоналии включают тематические подгруппы, которые, в свою очередь, разделяются на две части – обязательные и факультативные персоналии. Локально-тематические персоналии составляют особую группу, элементы которой изучаются в дополнение к универсальным и профильным персоналиям в зависимости от места обучения студентов. Проведенная таким образом систематизация персоналий как единиц обучения является необходимой предпосылкой их дальнейшего методического исследования. Полученные данные могут быть использованы как преподавателями русского языка, так и методистами, составителями пособий и учебников по русскому языку для иностранцев.