Приоритеты ролевых позиций специа­листов технического университета

Теория и методика обучения и воспитания
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена актуальной теме исследования состояния и динамики профессиональной мотивации современных аспирантов технических специальностей и их влияния на эффективность образовательной деятельности. В условиях кризиса системы инженерного образования и формирования новых подходов к образовательной практике в ближайшей перспективе ключевая роль в этом процессе будет принадлежать сегодняшним аспирантам и начинающим преподавателям. От их профессионализма и мотивации будет зависеть эффективность подготовки инженеров нового типа – инженеров ХХI в. В исследовании предложен авторский взгляд, предполагающий анализ основных направлений деятельности или ролевых позиций аспирантов как начинающих специалистов высшей школы, которые должны быть одновременно инженерами, исследователями и педагогами. На основе анализа результатов опроса аспирантов показано, что приоритет и потребности рассматриваемых ролевых позиций специалистов технического вуза определяются в зависимости от ситуации текущего жизненного этапа. Несмотря на то что профессиональные роли находятся в тесной взаимосвязи, каждая обусловлена собственной спецификой реализации и требует от специалиста различных наборов компетенций и в разной степени влияет на эффективность образовательного процесса. В силу природных склонностей каждый специалист отдает предпочтение какой-то одной из ролей. По мнению автора статьи, в образовательном процессе должны быть представлены преподаватели, имеющие различные приоритеты, уделяющие больше внимания какой-то одной из ролей, что способствует полноценной, разносторонней и эффективной подготовке современного инженера.