Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности

Образование. Культура
Авторы:
Аннотация:

Актуальность исследования готовности студентов к предпринимательской деятельности обусловлена выявлением потенциала активности студентов и их ориентации на предпринимательство в современных рыночных условиях, задающих режим повышенной динамики. Целями исследования выступили анализ факторов влияния на потенциал готовности студентов к предпринимательству, в частности роли образовательной среды вуза, а также определение контуров личностного портрета будущего предпринимателя, который складывается в представлениях студентов-политехников в процессе обучения. Результаты проведенного социологического исследования среди студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (апрель-май 2019, методы – онлайн-опрос и фокус-группа) позволили установить существенный потенциал готовности, который связан с возрастающим интересом студентов к предпринимательству, потребностью в получении актуальных знаний и практических навыков в этой сфере, ценностными и этическими аспектами готовности. Опрос показал, что практически половина студентов планирует заниматься предпринимательством, почти четверть опрошенных уже имеют опыт ведения собственного дела. Опросы позволили выявить позитивную связь поведенческого типа с намерениями заниматься предпринимательством. По мнению студентов, университет активно способствует развитию навыков работы с информацией, стрессоустойчивости, трудолюбию и целеустремленности, способности нести ответственность за собственные действия. Однако минимальным пока представляется вклад вуза в стимулирование таких качеств, как умение убеждать, готовность идти на риск, дальновидность. На основе исследования делается вывод о повышении роли образовательной среды вуза, которая переживает этап трансформации социальных действий. Отношения между вузом и студентами сегодня отличаются высоким уровнем коммуникативной плотности и повышенной температурой взаимных ожиданий по поддержанию активности, предприимчивости и развитию ориентации на изменения, что предполагает нацеленность на профессионализм, ответственность, готовность идти на риск, креативность, а также навыки самоорганизации. В отражении протекания этих процессов ключевую роль играют социологические исследования, позволяющие осуществлять обратную связи и проводить актуальные измерения.