Academic Recycling как новая реальность: проблема определения цифровой идентичности современного исследователя

Авторы:
Аннотация:

Статья представляет обзор сложившихся в академическом пространстве практик и анализ их проекции на формирование цифровой идентичности современного исследователя, определяемой совокупностью направлений: создание своего профиля, цифровое обеспечение поисковой и исследовательской деятельности и далее своей публикационной активности. Вхождение в глобальное информационное пространство породило ряд задач, связанных с определением статуса исследователя, причем как непосредственно формирующих его сетевую идентичность, т.н. visibility, так и характеристиках, косвенно определяющих эту идентичность на основании операций логического вывода, инференции. К числу первых можно отнести содержащиеся в профиле автора данные о публикационной активности, аффилиации и под. В число вторых входят параметры, требующие особого внимания, особенно в долгосрочной перспективе (например, участие в качестве соавтора с коллегами при публикации работ в хищнических и сомнительных изданиях, в платных публикациях при посредстве «фабрик статей» автора в составе собранных ad hoc авторских коллективов и др.), что наносит значительный вред репутации ученого; повторные публикации в ряде изданий или переведенные повторные публикации. Все это требует внимания современного исследователя и наличия «фильтров», например, можно использовать различные функции системы антиплагиата. В основе методики исследования лежит анализ составляющих цифровой идентичности современного исследователя: выявлены требования которым должен соответствовать профиль исследователя, его позиционирование в глобальном академическом пространстве. Особое внимание уделяется сложившимся практикам повторных публикаций, определяются причины их появления. В результате анализа выстроена структура сетевой личности современного исследователя, включающая как объективную информацию, так и логически выводимую на основании ряда косвенных данных и инференции, причем значительная часть информации «контролируется» академической этикой (плагиат, автоплагиат и переведенный плагиат). Рассмотрены нерекомендуемые практики публикационной деятельности.