Новость как дискурсивный жанр: не отсутствующая структура

Авторы:
Аннотация:

Статья обращается к текстотипу «новость», жанровый статус которой, если не противоречив, то довольно сложен для определения, чем обусловлены различия в подходах к его рассмотрению. Как известно, новость не составляет единого жанра с точки зрения журналистики в силу целого комплекса факторов, включающих неоднозначность природы новости как медиатекста в дополнение к расхождениям в исследовательских установках ученых. Наряду с этим профанное сознание выделяет дистинктивные признаки данного медиапродукта, что делает неизбежным постановку вопроса о возможности решения проблемы статуса новости как единого текстотипа. Цель данной статьи обосновать статус медиапродукта «новость» как дискурсивного жанра. Гипотезой исследования служит понимание целесообразности использования жанроведческого и дискурсивного подходов в их совокупности. Рассмотрение новости как дискурсивного жанра, то есть жанра (содержательное наполнение медиапродукта), образующего дискурс (единство языковой формы, события и действия) и существующего в различных дискурсивных форматах (структура медиапродукта), представляется продуктивным для анализа подобного рода медиатекстов. Эвристический потенциал термина «дискурсивный жанр» позволяет полностью описать специфику данного типа медиапродукта, учитывая особенности содержательной стороны текста, выражающейся на уровне передачи фактуальной (что, когда, где и с кем произошло) и концептуальной (каков социальный посыл данного события) информации, и его структурных характеристик, соотносящихся с различными форматами передачи информации. Основу исследования составили дискурсивный подход, позволяющий приоритизировать социальную когницию участников новостной коммуникации и задействованные в нем дискурсивные практики, теория жанров в бахтинском понимании, концепция текстовых категорий И.Р. Гальперина (типы информации текста). Материалом исследования послужила авторская выборка новостных текстов средств массовой коммуникации Великобритании и США в период с 2019 по 2022 в «бумажном» и электронном виде. В исследовании были задействованы методы наблюдения, интерпретативный анализ текстов, метод ключевых слов при анализе видов информации по И.Р. Гальперину.