Язык как объект познания: особенности наук о человеке

Философские и культурологические исследования
Авторы:
Аннотация:

Вопрос о природе и особенностях социально-гуманитарного познания стал предметом дискуссии в конце XIX в. и остается актуальным до сих пор. Цель рассмотрение языка как объекта познания в данной статье состоит в том, чтобы на примере языка показать особенности субъектно-объектных отношений в науках о человеке и обществе. В классической философии человеческий разум суверенен, он не зависит от чего-то внешнего, в частности, от языка. Поэтому считается, что язык познается так же, как любой другой объект. В неклассической философии осознается трансцендентальный (в смысле Канта) характер проблем, связанных с языком. Он является всеобщим условием нашего опыта и воздействует на нас и наше познание до конца не осознаваемым образом. Это характерно для социально-гуманитарного познания вообще. То, что в нем исследуется – не внешний для нас объект, а существенная часть нас самих. Другим примером является социология знания. Признание зависимости социальных идей от социального положения ставит под вопрос объективность социально-гуманитарного познания, включая саму социологию знания. Данные выводы могут использоваться при анализе научного статуса других социально-гуманитарных дисциплин. они не должны пытаться копировать естественнонаучную модель знания: их цель – не изучение некоего внешнего объекта, а углубление человеческого самопонимания.