Система подготовки студентов к международной академической мобильности
В статье проведен анализ существующих механизмов подготовки студентов к участию в программах международной академической мобильности. Различные виды поддержки помогают студентам в преодолении многочисленных барьеров мобильности – информационного, организационного, финансового, академического, психологического. Проведен сравнительный анализ форм языковой поддержки студентов, готовящихся к участию в программах мобильности, которые относятся к сфере как формального, так и неформального образования. Вне вузов языковая подготовка происходит фактически бесконтрольно, что может привести к рискам, например к академической эмиграции или «утечке мозгов» из России в страны Запада. Поэтому наиболее эффективной является комплексная поддержка мобильности. Разработана система подготовки студентов к международной мобильности, сочетающая различные формы поддержки и компенсации рисков, включая воспитательную работу. Основой системы является механизм обеспечения участия студентов в международных краткосрочных образовательных программах, организованных собственным вузом, а также в международных студенческих проектах. Российские студенты выступают в роли тьюторов, выполняя наставнические функции по отношению к иностранным участникам программы, а также являются членами управляющей команды программы, которая рассматривается как инновационный проект. Совершенствование общекультурных компетенций студентов сопровождается в случае удовлетворенности от участия в программе ростом мотивации к углублению интернационального опыта.