Вопросы реформирования средних технических учебных заведений в дискуссиях в Государственной думе Российской империи

История российского социума
Авторы:
Аннотация:

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью всесторонне изучить проблемы становления и развития политехнического образования в России в начале XX в. Методологическую основу статьи составляет принцип научной объективности при работе с источниками, исключающий влияние конъюнктуры при анализе и интерпретации эмпирических данных. Сравнительно-исторический, формально-логический и структурно-функциональный методы наряду с описательным позволили систематизировать значительный объем фактической информации, выявить основные тенденции думских дискуссий. В статье проанализированы документы Российского государственного исторического архива о деятельности Государственной думы Российской империи, раскрыты различные подходы к среднему специальному политехническому образованию со стороны депутатов и государственных чиновников. Выявлены основные проблемы, тормозившие его развитие. Архивные документы вводятся в научный оборот впервые. Они дополняют и развивают наше представление об отечественной политехнической школе в начале XX в. Развитию начального и среднего технического образования в стране мешал недостаток государственного финансирования. Власти считали, что технические учебные заведения должны развиваться в первую очередь за счет поддержки заинтересованных лиц – предпринимателей, а также благотворителей. То, что в царской России не было введено обязательное начальное образование, также сдерживало развитие специализированных учебных заведений. Материалы статьи могут использоваться для изучения истории реформ в высшей политехнической школе.

Ссылка при цитировании: Лозовская Д.С. Вопросы реформирования средних технических учебных заведений в дискуссиях в Государственной думе Российской империи // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 3. С. 18–26. DOI: 10.18721/JHSS.8302