Проблемы формирования профессиональной ответственности инженера в условиях современной инновационной деятельности

Проблемы XXI века
Авторы:
Аннотация:

В настоящее время инженерная деятельность эволюционирует в направлении целостности системы «социум – природа – техника – субъект». Деятельность инженера приобретает глобальный характер, что требует новых подходов к пониманию влияния внедряемых технологий и инженерных решений на экономические, политические и социальные отношения. Формирование профессиональной ответственности будущего инженера связано не только с освоением нормативов, регулирующих производственные, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты деятельности, но и с этическими нормами, с готовностью нести ответственность за новаторскую деятельность и внедрение научных разработок. Новые условия требуют новых подходов к анализу отношений человека и технологий. Оценка возможности и успешности внедрения технологии требует понимания социального контекста ее использования в будущем. Формирующийся креативный класс и специалисты инженерной инновационной сферы должны обладать более высоким уровнем ответственности. Это поднимает проблему формирования ответственности уже на стадии выбора профессии, и особенно при ее получении в образовательной среде. Современная подготовка специалистов инженерной сферы должна быть направлена на формирование способности к эффективной коммуникации и пониманию профессиональной и этической ответственности. Будущие инженеры должны иметь дело не столько с негативными последствиями научно-технического прогресса, сколько с форсайтами, изучением будущего, что делает актуальной проблему формирования корпуса ответственных инженеров, владеющих навыками социальной оценки техники и инноваций.