Критическое мышление как фактор повышения конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда

Проблемы высшей школы
Авторы:
Аннотация:

В статье рассмотрена проблема повышения уровня конкурентоспособности современных выпускников посредством развития критического мышления. Дан анализ качества личности современного выпускника в свете гуманизации и гуманитаризации высшего образования. На основе анализа мнений зарубежных и российских исследователей показано, что современные выпускники должны обладать не только профессиональными навыками, но и разными личностными характеристиками, которые востребованы работодателями. К ним можно отнести способность работать в команде, лидерские навыки, гибкость, умение общаться и принимать эффективные решения. Статья нацелена на выявление сущности понятия «критическое мышление», включающего в себя акмеологическую и рефлексивную составляющие, важные для развития указанных личностных качеств выпускников. Приведено описание условий успешного формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. Показано, что гуманитарные науки, в том числе иностранный язык, содержат информацию философского плана, которую необходимо подробно проанализировать и обсудить, а значит, такие дисциплины направлены на развитие умений общаться, дискутировать, слушать партнера и совместно принимать решения. Используемые в обучении иностранному языку отрывки из художественной литературы дают примеры проблемных жизненных ситуаций, в которых демонстрируются определенные социальные навыки, человеческие качества, решения и поступки. Студенты учатся мыслить критически, чтобы правильно интерпретировать дискуссионные ситуации. В рамках развития критического мышления на занятиях по иностранному языку предпринимается попытка развития личностных качеств обучающихся для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, что является весьма актуальным.