Проблема становления категории «идея»: от антиков до Канта
Статья посвящена анализу формирования, функционирования и эволюции понятия «идея», ее статусу и назначению – как в теории познания, так и в философии в целом. Показано, что античная (Платон – Аристотель) дихотомия трактовки термина «идея» формирует толчок к зарождению априоризма как философского течения. По Платону, предельно общей идее присуще абсолютное бытие, она обладает статусом демиурга реальности, в то время как, по Аристотелю, идеи подобны числам, выражая умопостигаемую и вечную сущность вещей. В Средние века особое внимание уделялось всеобщности и умопостигаемости идей: идея поистине существует и постигается не чувствами, а разумом. Проблема трансцендентности или принадлежности идеи реальному миру в Средневековье получает две интерпретации: Оригена – Августина и Фомы Аквинского. Античность и Средневековье (при всем их различии), полагая сущность вещей и процессов вечными и неизменными, трактуют идеи как константы отношений и свойств в иерархии мирового порядка. В Новое время (XVII в.) разработка аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых детерминирует переход от констант к переменным величинам. Поэтому возникает новая модель мира, которая определяет необходимость пересмотра понятия «идея». Односторонность как рационалистической (Декарт, Спиноза, Лейбниц), так и эмпирико-сенсуалистической (Локк, Юм, Беркли) традиций в ходе такого переосмысления приводит к кантианской революции в познании. Снимая неразрешимость стихийной антиномичности рационализма и эмпиризма в понимании идей, Кант выстраивает концепцию трансцендентального априоризма, где идеи – это понятия разума. Тем самым завершается превращение «идеи»: от удачного термина до устойчивого философского понятия. Докантовское понимание идеи становится полностью обесцененным и более не пригодным для дальнейшего развития философского анализа.