Методика исследования проявлений волевого и полевого поведения личности в сети Интернет как инструмент анализа деструктивности

Образование. Культура
Авторы:
Аннотация:

В статье на основе актуализации методологических идей Курта Левина (1890–1947) обосновываются схемы волевого и полевого поведения личности и характерные формы их проявления в сети Интернет. Приведенная категоризация и система описания базируется на идее о противоположности волевого и полевого поведении психолога Курта Левина, утверждавшего о неотделимости человека и окружающего его поля, а также о влиянии определенного поля, как физического, так и психологического, на поведение человека. Развивается идея об объяснительном потенциале распространения категориальной дистинкции «волевое / полевое» на поведение современного пользователя социальных сетей в Интернет-пространстве, которое рассматривается не как некая нейтральная технологическая среда, а как насыщенное знаковыми стимулами медиа-пространство, способное обусловливать и направлять реакции и поступки пользователей. Такой подход предполагает возможность моделирования, анализа, мониторинга, оценки и предсказания коммуникативного поведения пользователя с учетом различных семиотических и психологических измеримых переменных. В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения в сети представителей социальной группы «молодежь», и в частности, студентов медицинского вуза. С целью создания инструмента оценки волевого и полевого начал в сетевом поведении пользователей был разработан специальный опросный лист, позволяющий оценивать установки сетевого поведения пользователей по конкретным показателям на основе измеримых переменных и распределить их по кластерам. В реализации эмпирической стадии исследования приняли участие 30 студентов медицинского вуза. Результаты пилотного исследования на основе опросника волевого / полевого поведения отразили разнообразие поведенческих реакций на деструктивные Интернет-стимулы. В большинстве случаев представленная реакция носила амбивалентный характер, который, в свою очередь, может рассматриваться как предиктор определенной вероятности полевого поведения личности в сети Интернет. Установлена необходимость дальнейшей апробации и возможной диверсификации элементов опросника, связанной с привлечением различных социальных, профессиональных и возрастных групп.