Языковая инклюзия как потенциал междисциплинарных исследований и образовательный ресурс: мультикультурный опыт
В статье рассматриваются современные лингвистические направления в отечественной и зарубежной традициях, проблематизирующие детальную разработку вопросов языковой инклюзии. Выделены две прикладные области анализа, а именно социальная лингвистика и клиническая лингвистика, обеспечивающие реализацию социо-коммуникативных потребностей общества. Понятие социальной лингвистики соотносится в анализе с прагматической функцией повышения качества жизни определенных социальных групп и полноправного включения людей с особыми потребностями во все процессы общественной, институциональной и повседневной сфер жизни. Представлены теоретические обоснования социальной и клинической лингвистики, анализируются прагматическая функция жестового языка как естественной знаковой системы, представляются понятия «ясный язык», «простой язык» в контексте доступности текстовой информации для разных адресных групп. Анализируется трансдисциплинарный характер клинических практик изучения и реабилитации коммуникативно-языковых расстройств. Приводятся примеры образовательных траекторий и культурно-социальных проектов из опыта разных стран и социокультурных практик.