Лингвопрагматический анализ драматургичности дискурса (на примере дневников Арктического плавучего университета)

Авторы:
Аннотация:

Статья рассматривает драматургичность дискурса. Объектом изучения стали дневники двух рейсов Арктического плавучего университета лета 2023 года, включающие описание 61 дня. Выбор эффективных средств воздействия на адресата с целью трансляции ключевых ценностных смыслов и приобщения к исследованию Арктики определяется типом дискурса и регулируется жанровым каноном. Индикатором драматургичности, то есть намеренного, режиссируемого конструирования дискурса в рамках анализируемого корпуса текстов дневников является комплекс средств, реализующих аттрактивную, эмоциогенную и адмиративную коммуникативные стратегии. Аналитический аппарат включает инструментарий прагмалингвистики. Исходное положение – дневник Арктического плавучего университета есть демонстратив для осуществления самопрезентации субъекта дискурса – позволяет предположить акцентированную драматургичность анализируемых текстов. В качестве основного метода исследования используется лингвопрагматический анализ с элементами семиотического анализа. Этапы исследования включают выделение смысловых доминант, представленных разными лексическими и синтагматическими номинациями, определение тональности и выявление аксиогенных ситуаций. Различные номинации таких объектов как «море» и «исследователь» являются ключевыми смысловыми центрами, аккумулирующими символический потенциал. Игровое осмысление происходящего в реальной действительности, карнавализация, мажорная тональность создают новую семиотику ситуации и структурируют образ основного адресата – студента, абитуриента, молодого ученого. В качестве знаков для «своих» выступают комические аллюзии, каламбуры, пародирование прецедентных текстов. Синтез средств конструирования дискурса – лексические и синтагматические номинации, а также доминирующие типы тональности (шутливая, игровая, восторженная) дискурсивных отрывков – позволяет драматургично представить события экспедиции, вовлекая адресата в выстраиваемый мир.