Языковые проявления самоидентификации студенческой молодежи Казахстана (на материале эссе)

Авторы:
Аннотация:

Проблемы, связанные с ценностной ориентацией человека в мире, способностью сохранять национально-культурную и личностную самоидентификацию в контексте расширяющейся глобализации и происходящих в странах различных внутренних и внешних процессов, становятся особенно значимыми. Цель статьи заключается в выявлении и описании механизмов языковой реализации самоидентичности казахстанской студенческой молодежи на материале такого жанра самоописания, как эссе. Предложенные студентам задания – написать эссе на тему «Кто я?» и «Кто я в современном цифровом мире?» – являются интерпретацией известной методики Куна–Макпартленда, использованной в версии, модифицированной Т. Румянцевой, и с коррективами, внесенными в соответствии с авторской концепцией исследования. Свободный жанр рефлексивного эссе «Кто я в современном цифровом мире?» позволил получить развернутые ответы на искомый вопрос, анализ которых представлен в разделе «Результаты исследования (обсуждение)». В исследовании приняли участие 178 студентов в возрасте от 17 до 24 лет, обучающихся в высших учебных заведениях различных регионов Казахстана. Полученные данные подтверждают трансформацию ценностно-нормативного контекста взаимодействия, коммуникации и конструирования идентичности личности в цифровой среде, где происходит слияние цифрового и реального «Я» в единую цифровую идентичность. Языковые механизмы конструирования идентичности казахстанской молодежи рассматриваются сквозь призму следующих тематических групп: социально-ролевая (семейно-ролевая, профессиональная) идентичность; соотношение реальной и цифровой идентичности; самооценка собственной цифровой идентичности; психологическая перезагрузка и свобода; цифровой мир – привычная среда, зона комфорта и др. В своем широком проявлении результаты исследования значимы для обновления национальной идеологии в части, касающейся гражданско-правового, общественного и личностного сознания молодежи.