Коммуникативные стратегии в виртуальной научной дискуссии в условиях речевого конфликта
В предлагаемой статье проводится анализ коммуникативных стратегий и тактик, используемых участниками научных онлайн-дискуссий в профессиональных социальных сетях в конфликтогенной ситуации. Актуальность исследования обусловлена трансформацией научной коммуникации под воздействием цифровой среды, что привело к значимым изменениям существующих и возникновению новых научных жанров, требующих детального лингвистического анализа и описания. Одним из таких жанров является неформальная онлайн-дискуссия исследователей в социальных сетях. Изучение речевого поведения коммуникантов проведено на материале 20 веток форумных обсуждений на английском языке в социальной сети ResearchGate, касающихся тематики естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Процедура анализа включала следующие этапы: выделение в дискуссиях контекстов, имеющих признаки конфликтогенной коммуникации (несогласие, критика и т.п.); определение с помощью контекстуальных и дискурсивно-аналитических методов типов стратегий и реализующих их тактик; систематизация выделенных стратегий. В результате были выделены три основные группы стратегий – гармонизации, дистанцирования и конфронтации. Группа стратегии гармонизации включает стратегию кооперации, реализующуюся при помощи тактик рационального убеждения, похвалы, экспликации речевых намерений и снижения категоричности, и стратегию уступки. В группу стратегий дистанцирования входят стратегия уклонения от обсуждения и стратегия игнорирования (отказа от диалога). Группа стратегий конфронтации включает стратегию дискредитации оппонента и стратегию коммуникативного насилия (речевой агрессии). Наиболее частотными тактиками, реализующими стратегию дискредитации, являются тактика критики источников, на которые опирается оппонент, а также тактика критики квалификации оппонента. Стратегия коммуникативного насилия (речевой агрессии) реализуется при помощи тактики насмешки и тактики оскорбления. Дальнейшее исследование предполагает детальное изучение конкретных коммуникативных приемов, а также языковых ресурсов, использующихся коммуникантами.