Стратегии и тактики создания имиджа политика в современных медиа (на примере англоязычной качественной прессы)
В настоящее время средства массовой информации активно реализуют функцию пропаганды, отражая определенные политические идеи и воззрения. Объектом исследования в данной статье является политический дискурс качественной прессы, представленный в рубриках “Opinion”, “Politics” и “Editorial” англоязычных изданий за период с начала 2022 года по апрель 2024 года. В статье показывается, что благодаря сложившейся репутации надежного поставщика информационных сведений качественная пресса играет значительную роль в современном медиапространстве, активно включаясь в актуальные политические противостояния и осуществляя манипулятивное воздействие на читателей. Цель исследования заключалась в поиске и описании дискурсивных стратегий и тактик, что используют англоязычные издания качественной прессы, когда осуществляют пропагандистское воздействие ради формирования и поддержания позитивного или негативного имиджа того или иного политического деятеля. Анализ фактического материала осуществлялся методом критического дискурс-анализа, также применялась теория семантических полей. Полученные автором результаты свидетельствует о том, что позитивный имидж политика в политическом дискурсе качественной прессы создается преимущественно с использованием стратегии «на повышение», которая реализуется в большинстве случаев тактикой презентации, направленной на подчеркивание положительных качеств и действий субъекта. В качестве же основных дискурсивных стратегий, применяемых при создании негативного медиаимиджа, можно отметить стратегию «на понижение», которая представлена тактиками обвинения и оскорбления. В статьях изданий качественной прессы также делаются негативные прогнозы в связи с действиями политических деятелей или событиями, что подталкивает читателей проецировать отрицательное впечатление о конкретных действиях того или иного политика на общее представление о нем. Использование стратегии создания фантомной угрозы позволяет изданию противопоставить политика своему электорату, тем самым лишая его поддержки избирателей. Проведенное исследование доказывает, что оказание эффективного манипулятивного воздействия на представление о политическом деятеле в глазах общественности делает качественную прессу серьезным инструментом в осуществлении политической борьбы.