Методологический потенциал фреймового моделирования и языковой картины мира: дивергенция и конвергенция
В работе анализируется корреляция двух широко распространенных исследовательских методологических подходов – с опорой на представление о языковой картине мира, с одной стороны, и на теорию фреймов – с другой. Актуальность обращения к рассматриваемой в работе теме обусловлена сосуществованием «конкурирующих» представлений – языковой картины мира и теории фреймов в методологической перспективе, причем оба подхода обладают высоким исследовательским потенциалом, однако системно эксплицитно не разведены, что представляется релевантным на настоящем этапе развития лингвистической науки. Цель статьи состоит в выявлении зон пересечения данных исследовательских инструментов, выявления вектора их функционала и в установлении границ их потенциала относительно друг друга. Экспланаторный потенциал фреймового подхода как исследовательской методики иллюстрируется на материале интерпретации категории метонимии, а также на выстраивании описания английского артиклевого актуализатора на основе именно фреймового анализа. Показано, что метонимия получает достоверное описание в свете фреймового подхода, который позволяет установить между объектами неслучайную связь, что и служит основанием метонимии. Фреймовый подход также позволять решить актуальную проблему описания использования артикля за счет установления обязательности / необязательности элемента в составе фрейма. Исследование позволило уточнить познавательные установки и экспланаторный потенциал двух рассматриваемых методологических платформ. В работе также делается попытка привлечь исследовательский потенциал искусственного интеллекта, сделан запрос на определение принципов разграничения выбранных исследовательских платформ, не получивший в итоге исчерпывающего разъяснения.