Поэтический дискурс как вневременной диалог творцов: «Равноденствие» Мандельштама и «Единственные дни» Пастернака
В центр внимания в статье помещен особый тип поэтического дискурса, участниками которого выступают не поэт и коллективный читатель, а два поэта, две активные творческие личности. Подобный дискурс-диалог складывается из совокупности текстов не менее двух («реплика-посыл» и «реплика-ответ») и может игнорировать фактор реального времени. Исследование проводится на материале двух стихотворений, «охватывающих» собою русскую поэтическую традицию Серебряного века своеобразным концептуально-тематическим кольцом. Комплексная цель исследования – выделить особый сегмент национального поэтического дискурса, который представлен взаимообусловленными текстами разных сочинителей; описать и охарактеризовать межтекстовые сущностные и логико-иерархические ассоциации; терминировать изучаемый феномен в рамках национально-культурной, лингвистической, текстологической, дискурсологической парадигм. Основной метод – описательный, реализованный посредством вскрытия, обобщения, систематизации, соотнесения приемов, средств, мотивов и смыслов поэтических произведений. Чисто лингвистические методы включали контекстный анализ текста и последовательную лингвистическую, по преимуществу семантическую и семиотическую интерпретацию его компонентов. Разбору и сопоставлению подвергаются лексические, синтаксические, экспрессивно-стилистические, фонетические, версификационные, содержательные специфики текстов с выявлением в них параллелей и расхождений, как очевидных, так и скрытых. Единый концептуальный фон текстов – явление солнцестояния – подтверждается аналогиями, основанными на общности признаков в описании природы и времени и, дополнительно, творчества/культуры у Мандельштама и человеческой любви у Пастернака. Рассмотренное коммуникативное явление предлагается именовать вневременным межличностным творческим дискурсом диалогического типа.