Педагогические вз гляды Л.Н. Толстого на проблему созд ания комф ортной разв ивающей среды школы
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования психологически комфортной и бе- зопасной образовательной среды в современной школе. Проведен теоретический анализ педаго- гических взглядов Л.Н. Т олстого на проблему создания комфортной развивающей среды и инк- люзивного образования. Приведены результаты исторического анализа феномена «комфортная развивающая среда», раскрыто содержание данного понятия, рассмотрены основные условия для формирования комфортной среды. Особое внимание уделено технологиям и способам взаимо- действия ученика и учителя, способствующим формированию «естественных» отношений меж- ду субъектами образовательного процесса. Проведена аналогия между приведенным понятием Л.Н. Т олстого «дух школы» и психоэмоциональным состоянием личности, а именно чувством бе- зопасности и комфортности. Обозначены основные личностные и профессиональные качества, необходимые, с позиции Толстого, учителю для создания комфортной среды.