ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.Я. МАРРА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (1919-1920, 1922-1934 ГГ.)

Историко-биографические исследования
Авторы:
Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена тем, что в историографии далеко не полно и необъективно проанализированы особенности взаимоотношений науки и власти в переходный период 1920-х гг. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие такого малоизученного вопроса, как деятельность Н.Я. Марра на посту директора Государственной Академии истории материальной культуры. Методы: Так как вопросы истории российской науки зачастую исследуются под различными идеологическими ракурсами и исходя из определенных политических установок, автор обращался к принципам эпистемологической нейтральности С. Ору. Выводы: На основании широкого спектра не введенных в научный оборот архивных источников были проанализированы особенности руководства ученым одним из ведущих научных гуманитарных центров страны в непростых политических условиях 1920-х гг. Н.Я. Марру удалось выработать принцип взаимоотношения с властью, позволявший защищать интересы Академии, успешно отстаивать претензии своей лингвистической теории и одновременно пользоваться содействием коллег, поддерживавших его кандидатуру в качестве Председателя. При этом в условиях обострения идеологической борьбы 1920-30-х гг. он, с одной стороны, стремился смягчить чистку Академии, но, с другой, в случае конфликтов с коллегами шел на союз с сочувствующими его теории молодыми борцами за марксизм. Таким образом, роль Н.Я. Марра как директора ГАИМК была амбивалентной – при признании колоссальных заслуг ученого в создании и функционировании Академии с него нельзя снимать ответственность за агрессию по отношению к своим оппонентам, перешедшую в репрессии 1930-х гг., затронувшие в том числе и ГАИМК. Применение: Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов в области изучения истории отечественной науки и взаимоотношений ученого сообщества и власти в ранний советский период. Они могут быть использованы при подготовке и для модернизации образовательных курсов, в рамках которых затрагиваются проблемы истории науки и образования.