АСКЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ МОНАШЕСТВА

Философские и культурологические исследования
Авторы:
Аннотация:

Цели: В статье рассматривается зарождение и развитие аскетической традиции в христианстве I-III вв. Актуальность исследования заключается в неуклонно возрастающем в последние два десятилетия интересе научного сообщества к раннему периоду христианства и постепенной смене акцентов в его изучении. История христианского аскетизма первых веков ещё ждёт своего написания, однако уже сейчас ясно, что традиционные подходы к ней должны быть переосмыслены. Аскетика данного периода не является лишь подготовительным этапом к монашеской традиции, её развитие происходит поэтапно, и перед современным религиоведением встаёт задача не только описания характерных особенностей отдельных этапов её эволюции, но и раскрытия внутренних закономерностей перехода от апостольской аскетики к подвигу мучеников II в. и мистико-созерцательной традиции века последующего. Методы: Методология статьи опирается на традиции отечественного религиоведения, в качестве основных принимаются сравнительно-исторический подход к религиям, компартивистская методология в исследовании взаимоотношения частей канона и толкований на них, типологический метод в исследовании ключевых понятий аскетического богословия, а также обращение к герменевтической методологии в толковании текстов первоисточников. Выводы: На протяжении трех первых столетий были сформулированы, развиты и практически воплощены основные положения христианской аскетики, которые стали впоследствии основанием развитой монашеской традиции. Аскетическое богословие апостолов отличается мягкостью предписаний, разработанной аксиологией подвига, акцентированием внимания на жизни общины. Для II и III вв. на первый план выходит задача осмысления отдельных видов подвига: молитвы, поста, нестяжательства, девства, мученичества, а также утверждение интегральной роли аскетизма в учении о христианском совершенстве. Последнее, наряду с прекращением гонений и ростом числа христиан, и сделало, по-видимому, возможным появление монашества. В раннем аскетическом богословии, вопреки общепринятому в XX в. мнению, аскетизм понимается как сущностное свойство христианства, утверждается общеприменимость и обязательность аскетических норм для каждого члена общины. Применение: Материалы статьи представляют практическую ценность при подготовке к созданию целостной истории раннехристианского аскетизма, опирающейся на производимую в современном религиоведении переоценку как места аскезы в жизни христианской общины, так и самобытности аскетического богословия II и III вв. в контексте опиравшейся на него в процессе своего формирования монашеской традиции.