Субъектные аспекты мониторинга удовлетворенности студентов качеством образования (по материалам Центра социологических исследований СПбПУ)

Образование и педагогические науки
Авторы:
Аннотация:

В статье отражены результаты проведенных Центром социологических исследований СПбПУ опросов мнений студентов об их удовлетворенности качеством получаемого образования. Анализируется готовность студентов выступать в роли субъекта оценки различных сторон образовательного процесса. Мониторинг удовлетворенности учащихся получаемым образованием основывается на развиваемой в вузе системе обратной связи, учитывающей роль студента как непосредственного участника и заинтересованного лица. Удовлетворенность образованием является областью взаимных ожиданий участников, что актуализирует анализ влияния поведенческих стилей преподавателей и студентов. Качество образования рассматривается как динамичный процесс конструктивного взаимодействия и как явление, система элементов которого поддается оценке с помощью измеряемых признаков. Мониторинг интегрированной оценки отражает удовлетворение потребностей и ожиданий, характеризующих состояние и тенденции развития образовательной среды. Проведенный опрос показал высокий уровень удовлетворенности учащихся получаемым образованием, что соответствует данным мониторинга по ведущим вузам. Одной из значимых позиций их недостаточной удовлетворенности является недостаток практики в программах вузов. Опрос показал слабую готовность студентов давать оценку качеству образования наряду с низким уровнем информированности о проводимых перспективных преобразованиях и открывающихся возможностях вуза. Результаты исследования могут служить основой для совершенствования образовательной политики университета, технологий информационного сопровождения образовательного процесса. Статья рекомендована преподавателям, научным сотрудникам, руководителям образовательных программ вузов.