Типология ситуаций профессионально ориентированного общения в пенитенциарном дискурсе

Дискурсивные исследования
Авторы:
Аннотация:

Изучена целесообразность реализации коммуникативного подхода при обучении педагогическим дисциплинам для профессионализации сотрудников путем формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, связанной с дискурсом. Исследование направлено на решение методической проблемы отсутствия сведений об особенностях пенитенциарного дискурса и его типичных ситуациях общения, текстов-образцов, необходимых для разработки коммуникативно-речевых заданий. Предложены рабочие определения понятиям «коммуникативный подход» и «пенитенциарный дискурс». Рассмотрены коммуникативно-речевые задания в аспекте реализации коммуникативного подхода. Для характеристики общения в профессионально значимых ситуациях пенитенциарного дискурса использованы методы анализа научной литературы, нормативных правовых актов, результатов анкетирования, моделирование. Разработана типология речевых ситуаций (по количеству участников, интенции, тематике) и определены некоторые особенности общения в пенитенциарном дискурсе. Подготовлена примерная схема высказывания сотрудника уголовно-исполнительной системы в речевом взаимодействии с осужденными. Приведен пример коммуникативно-речевого задания.