Гетерология как новая перспектива философской антропологии

Философия
Авторы:
Аннотация:

Исследуется возможность формирования нового подхода к философскому исследованию комплекса вопросов о «природе человека». В число факторов, обусловливающих актуальность подобного поиска входят как потребности в осмыслении и актуализации явлений, детерминированных развитием самого философского дискурса (развитие Акторно-сетевой теории Б. Латура, формирование Объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана и пр.), так и задачи, возникающие перед обществом в силу непосредственного научно-технического и социал-экономико-культурного развития (например, нарастание процесса цифровизации и вызванная этим переориентация гуманитарного знания с исследования собственно практик на исследование систем отношений «субъекта-знаковая среда»). Термин «гетерология» используется в данной статье как обозначение особого подхода к решению философско-антропологических вопросов. Данный подход базируется на признании «имплицитной разнородности» и «самочуждости» сущностными характеристиками человеческих существ. Анализируются базовые концепции описания человеческой природы (биолого-социальная, психоаналитическая, социал-конструктивистская). На основе проведенного анализа демонстрируется признание каждой из этих концепций наличия «сокровенной части» человеческого существа (культурное бессознательное, индивидуальное бессознательное, дискурсивные нормы), которая определяя «Я» индивида, тем не менее, не является его частью. Уточняются и сопоставляются понятия «полифоничность» (способность к разного рода проявлениям заложенных в человеке потенций) и «гетерогенность» (т.е. скрытость, недоступность для прямого познания некого объема человеческих характеристик и потенций). Делается предположение о том, что, всё более заметное в ХХI веке нарастание антропологической гетерогенности не является простым следствием разрушительного влияния утверждающейся цифровой культуры. «Цифровая реальность» выступает фактором раскрытия, обнаружения ряда характеристик человеческой природы, которые не могли проявиться в иных, более ранних социокультурных условиях.