Лингвистическая репрезентация «новой искренности» и чувствительности в медиапространстве

Авторы:
Аннотация:

В статье осмысляется проблема лингвистических особенностей внедрения «новой искренности» и чувствительности в коммуникативное пространство телерадиовещания. Сформировавшиеся в искусстве и литературе, эти направления все более активно проникают в медиасферу. Цель статьи заключается в выявлении специфики жанровой, тематической макроструктурной репрезентации «новой искренности» и чувствительности в коммуникативном пространстве информационного, аналитического и познавательного теле- и радиодискурса. Материалом исследования послужили 300 радиопередач и 400 телепрограмм, транслируемых на белорусском радио в период 2015–2022 гг. Корпус исследуемых текстов представлен информативными и информационно-аналитическими жанрами. Установлено, что направления «новая искренность» и чувствительность расширяют и модифицируют жанровую конфигурацию и тематический спектр медиадискурса. Диалогические жанры (интервью, беседа) становятся коммуникативным инструментом, который предлагает аудитории готовые шаблоны восприятия и переживания травмирующих профессиональных и жизненных событий. Телевидение и радиовещание создают коммуникативное пространство особой чувствительности, которая становится коммуникативным паттерном. В рамках предметно-тематического поля оказываются травмы, зависимости, внутренний мир и переживания человека. Показано, что структурно-содержательная схема информационно-познавательных телевизионных текстов фиксирует спектр событий прошлого в нарративах участников, очевидцев событий, представляющих культурную травму, с фокусом на освещение травмирующего опыта и эмоциональных переживаний. Воссоздание исторического прошлого и настоящего нацелено не столько на точное описание контекста события, сколько на вчувствование, формирование эмоциональной атмосферы. Выявлено, что в кризисный период в медиакоммуникации активизируются концепты «новой искренности»: «публичная откровенность», «честность», «чувствительность», получающие манифестацию в гетеронимах, трансформации информационно-аналитических жанров (жанры обзор, комментарий модифицируются в жанр разоблачение), категории автора (ведущими становятся не журналисты), тактике личной истории. Насыщенность медиатекстов эмоционально, личностно ориентированными темами и концептами приводит к изменению статуса искренности и чувствительности с периферийных феноменов на дискурсообразующие.