Прагматика визуальных средств в создании положительной репутации университета (на материале текстов, опубликованных на сайтах российских университетов)

Авторы:
Аннотация:

Визуальные знаки рассматриваются как семиотические ресурсы, участвующие в порождении и восприятии смысла. В рамках статьи анализируется, как визуальные средства включаются в создание символического капитала институции в академическом дискурсе. Анализ базируется на теоретических и методологических подходах в дискурсивном анализе и социальной семиотике, учитывает выработанную в рамках этих исследовательских подходов концепцию визуальной доказательности. В этой перспективе рассматривается академическая репутация современного университета. Материалом для анализа послужили тексты, опубликованные на сайтах 30 российских федеральных и национальных исследовательских университетов. Академическая репутация рассматривается как «информационный след» о событиях и действиях университета в прошлом, влияющий на оценку в настоящем и будущем. Информация на сайте анализируется не только как прибавление новых деталей, что делает возможным современная цифровая среда, но как прагматический, ценностно-ориентированный отбор информации для создания позитивной репутации университетской корпорации. Показывается, что визуальные образы, фотографии действуют как особое семиотическое средство, создающее оценочную прагматику текстов, конструирующее заметность и академическое превосходство университета. Визуальный ресурс включен в оценочную интерпретацию и процесс смыслопорождения.