Корпусный анализ паузации в речи школьных учителей: первые результаты

Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена описанию первого этапа аннотирования корпуса школьных учителей. Разработана многоуровневая классификация пауз, которая позволит определять как индивидуальные особенности речи учителей, так и признаки, характеризующие устную речь успешного преподавателя в целом. Мы предположили, что у учителей могут быть выявлены различия в физическом выражении пауз и их функциях, но в целом речь учителей окажется ближе к подготовленной речи, чем к спонтанной. Материалом стали фрагменты монологической речи учителей, реализующих результативные педагогические практики. Всего было проанализировано четыре урока истории в 6–8 классах, проведенных двумя учителями. Аннотирование проводилось в программе PRAAT, каждая пауза была охарактеризована по следующим признакам: 1) физическая природа паузы, 2) физическое выражение паузы 3) позиция по отношению к грамматико-смысловой структуре высказывания, 4) функция. Согласно полученным результатам, речь учителя нельзя однозначно отнести ни к спонтанной, ни к подготовленной речи, поскольку она характеризуется особенностями обоих этих типов речи. Общие характеристики речи учителей включали преобладание незаполненных по физической природе, синтаксических по позиции и хезитационных по функции пауз, а индивидуальные – длительность пауз в общем, количество и характер заполненных пауз, а также распределение пауз по функциям. Некоторые паузы (хезитационные и ритмические, дыхательные) оказались тесно взаимосвязаны с синтаксической позицией, тогда как другие (эмфатические и ситуативные) явно различались по параметру местоположения в высказывании. Проведенный предварительный анализ позволил оценить возможность использования разработанной классификации пауз для анализа речи учителей и выделить те параметры паузации, которые могут оказаться значимыми с точки зрения обеспечения успешной коммуникации в рамках образовательного дискурса.