Образ города в немецкой лирике эпохи экспрессионизма

Авторы:
Аннотация:

В статье исследуется образ города в лирике немецкого экспрессионизма, средства языковой репрезентации образа «город», позволяющее увидеть и осмыслить следствие индустриализации городов в начале двадцатого столетия. Актуальность исследования продиктована необходимостью изучения образа «город» как ключевого компонента в языковой картине мира немецких экспрессионистов. Цель – выявить, какими лексемами и художественными средствами поэты экспрессионизма выражали свое отношение и видение больших городов. Материалом исследования послужили стихотворения немецкого экспрессионизма во временных рамках 1910–1930 гг., в частности, сборник стихотворений «Сумерки человечества» (нем. «Menschheitsdämmerung») 1919-го года. Было изучено 80 стихотворений Георг Гейма, Георг Тракля, Альфред Дёблина. Анализ выстроен согласно методике типологического деления парадигм, представленной в работах Н.В. Павлович. Для этого мы выявили образы города в экспрессионистской поэзии на основе изобразительно-выразительных средств языка – сравнений, эпитетов, метафор и определили особенности участия лексемы «город» в качестве компонента образных моделей. Сформулирован вывод, что образ города в лирике немецкого экспрессионизма связан с лексемами «природа», «цвет» и «разрушение», что показывает негативное воздействие городской среды, восприятие жителей города как неконтролируемой силы наподобие природных стихий, а парадигмы со цветами – это явное наследие оригинальной базы экспрессионизма – живописи. Экспрессионисты, чье видение было исключительно субъективным, сходились во многих аспектах городского образа – город всегда окрашен в одни и те же цвета (черный, серый и красный), поэты разделяли одно и то же чувство (страх) и были потеряны в мегаполисах.