Категория «эвиденциальность» как средство передачи фейковой информации в англоязычном медиадискурсе

Авторы:
Аннотация:

Изучение источника получения информации, а также характера передаваемых сведений в настоящее время весьма востребовано в разных областях социо-гуманитарного знания. В данной статье рассматривается отвечающая за это категория «эвиденциальность». Целью работы является описание специфики обращения к эвиденциальности в процессе передачи фейковой информации в пространстве массмедийного дискурса. Материалом исследования послужили 1000 дискурсивных контекстов, полученных методом сплошной выборки из англоязычных онлайн-СМИ за 2021–2024 годы, а также данные словарных дефиниций из словарей Cambridge Dictionary, Collins Online Dictionary. Специфика передачи эвиденциальных высказываний при помощи операторов, содержащих оценку и интерпретацию транслируемых сведений автором / субъектом коммуникации, а также возможность намеренного / случайного искажения сообщаемых фактов способствовала выявлению различных видов эвиденциальности фейков: категорической эвиденциальности (45,3% примеров), некатегорической эвиденциальности (25% примеров), нейтральной эвиденциальности (29,7% примеров). Указанные виды модусной категории «эвиденциальность» основываются на особенностях источника и канала восприятия информации, эмоциональном состоянии и степени осведомленности автора / субъекта коммуникации о содержании сообщения и, как следствие, его уверенности в достоверности, значимости, истинности, надежности и релевантности транслируемых сведений. Было установлено, что обращение автора / субъекта коммуникации к тому или иному виду эвиденциальности фейков зависит от коммуникативных задач автора и определяет восприятие сведений читателем. Посредством эвиденциальности фейков автор может информировать / вызывать желаемую эмоциональную реакцию / убеждать читателя слухов. Представленная классификация также способствует дифференциации недостоверных сведений от актуальной информации, репрезентируемой с помощью эвиденциальной семантики.