Лингвокреативность в коронавирусную эпоху: прагматический потенциал «вакцинологизмов» в немецкоязычных СМИ

Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена анализу неологизмов тематической направленности «вакцинация» как результата лингвистической креативности на материале статей о вакцинации от COVID-19 в современном немецкоязычном медийном дискурсе. Пандемия и последующая вакцинация явились источником появления большого количества неологизмов. В качестве материала исследования стали выбраны новостные статьи о вакцинации из газет Австрии, Германии и Швейцарии за 2021–2023 гг. Методом сплошной выборки было выбрано 162 неологизма о вакцинации от COVID-19 и проанализировано 6454 фрагмента из немецкоязычных газет. В статье обосновывается введение в научный оборот понятия «вакцинологизма», под которым понимаются лексические единицы, номинирующие вакцинацию от COVID-19. Выявлено широкое распространение вакцинологизмов, которые являются реакцией на события коронавирусной пандемии. В статье предлагается классификация лингвокреативных вакцинологизмов, к которым относятся неологизмы с компонентом *impf*, образованные по одной из моделей: модель «существительное + существительное»; модель гибридного словосложения «*impf* + заимствование»; контаминация; метафоризация. Определено, что вакцинологизмы выполняет ряд функций: лингвистическую; экспрессивную; побуждающую; компрессивно-информативную. Методом семантического анализа выявлены актуальные значения неологизмов о вакцинации. В статье описано функционирование вакцинологизмов в различных типах дискурсах (политический, медицинский, валеологический, медийный). Продемонстрировано активное использование вакцинологизмов в медийном дискурсе, который стал источником для лингвистической креативности коммуникантов. Установлено, что структура немецкого языка располагает значительными ресурсами для образования вакцинологизмов. Прагматический потенциал неологизмов выявлен с помощью контекстуального анализа. Выявлено, что креативные вакцинологизмы обладают манипулятивным потенциалом для управления мнением реципиентов.