Моделирование в системе проектно-технологической подготовки бакалавров
Актуальность исследования обусловлена тем, что проектно-технологическая подготовка бакалавров становится значимым средством реализации целей многоуровневой системы образования, ориентированной не только на приобретение профессиональных знаний и практического опыта, но и на развитие творческого потенциала личности. Основными подходами к исследованию данной проблемы являются положения теории деятельности в процессе познания, теории моделирования и психолого-педагогические принципы проектного обучения. В статье раскрывается особое значение проектирования объектов предметной среды в технологическом образовании. Проектно-технологическая подготовка рассматривается как совместная деятельность студентов и преподавателя, ориентированная на применение знаний и умений и приобретение новых. В основе проектно-технологической подготовки лежит моделирование предметов и объектов окружающего мира. Под моделированием понимается деятельность, связанная с изготовлением различных изделий и служащая расширению представлений студентов об основах современного производства, развитию технического творчества, углублению технологических знаний, закреплению умений и навыков по обработке материалов. Формирование творческого потенциала студентов при обучении моделированию осуществляется на поэтапно-уровневой основе: 1) постановка проблемы на основе анализа исходных фактов; 2) формулировка гипотезы; 3) логическое развитие идеи и детализация проекта; 4) воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели; 5) материальное воплощение (изготовление). Материалы статьи могут быть использованы в практике проектно-технологической подготовки бакалавров в системе многоуровневого высшего образования, а также при разработке программ дополнительного образования.