ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОВОКАЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ

Проблемы высшей школы
Авторы:
Аннотация:

Цели: Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания философии в техническом вузе. Рассматриваются основные факторы затрудненного понимания предмета философии, и предлагается метод для их устранения. Методы: Для решения проблемы устранения предрассудков у студентов, мешающих адекватному восприятию философии, предлагается метод провокации. Он состоит в том, чтобы неожиданным, «вызывающим» высказыванием поколебать мнимое знание и вызвать в собеседнике мыслительный отклик. Опираясь на многолетний собственный опыт преподавания философии в непрофильных вузах и на опыт философствования античных мыслителей, индуктивно формулируются основные правила, позволяющие успешно применять провокацию в условиях учебного процесса. На примерах работы с первоисточниками в рамках общего курса философии демонстрируется применение этих правил. Выводы: Рассмотрены основные причины, обуславливающие сопротивление студентов предмету философии и затрудняющие работу с первоисточниками. Показано, что эти причины не связаны с общей подготовкой студентов, но вытекают из самой специфики предмета. Предложен метод для устранения этих причин. Применение: Материалы статьи могут быть полезны преподавателям философии в техническом вузе при работе со студентами в рамках семинарских занятий.