Ранний этап адаптации иностранных студентов: задачи и их решение

Образование и педагогические науки
Авторы:
Аннотация:

Актуальность работы обусловлена важностью решения проблем адаптации иностранных учащихся в новой для них социокультурной и образовательной среде в условиях роста интернационализации российского образования. Для обеспечения быстроты и успешности раннего адаптационного процесса у иностранных граждан, обучающихся на программах предвузовской подготовки, необходимо создавать соответствующие адаптационные материалы. Такие материалы организуются по принципу путеводителя, сочетающего информационный материал с учебным в виде разговорников, с которыми можно проводить как самостоятельную, так и аудиторную работу. В статье обосновано включение в адаптационный путеводитель трех основных разделов: о вузе, подготовительном отделении (факультете) этого вуза и городе, в котором живут и обучаются иностранные студенты. Наполнение каждого раздела решает определенные адаптационные задачи. Информация о вузе одновременно решает задачи адаптации и профориентации. В разделе о подготовительном отделении представляются все подразделения и службы, с которыми взаимодействуют иностранные студенты. Информационные сведения дополняются разговорниками, составляемыми на основе консультаций с работниками соответствующих служб. Разговорники организуются с учетом синтаксической стереотипности и лексической минимизации, охватывают типовые ситуации и вопросы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при обращении в конкретную службу. Часть адаптационных материалов, посвященная городу, наиболее соответствует традиционному жанру путеводителя и также снабжается разговорниками в каждом подразделе. Особенностью данной части путеводителя для иностранных студентов является фокус не на историко-культурной, а на социальной сфере жизни города как наиболее актуальной для иностранных студентов. Результаты исследования могут использоваться для составления аналогичных адаптационных путеводителей для иностранных учащихся подготовительных отделений и факультетов различных российских вузов в рамках решения задач раннего адаптационного периода.