Научный и технический текст и Информация 4.0: ключевые задачи при создании структурированного контента

Прикладная лингвистика
Авторы:
Аннотация:

В статье рассмотрена методологическая значимость формализации лингвистического знания в связи с новыми, технически обусловленными возможностями извлечения информации из текстов в научной и технической коммуникации. Анализируются возможности лингвистического инструментария, решающего задачу автоматического профилирования информации. Теоретические основы анализа заданы выводами современной лингвистики текста, стилистики научного текста, учитываются заключения прикладной лингвистики в части инженерии знаний, т. е. методов и средств извлечения, представления, структурирования и использования знаний. Для оценки соответствия создаваемых текстов ключевым требованиям структурированного контента проанализировано 128 научных статей, представленных в рецензируемый российский журнал «Известия РГПУ им. А.И. Герцена» в 2010–2016 гг. Исследованный массив включает работы, выбранные по таблице случайных чисел из общего массива независимо от решения экспертов об их публикации и соответствующие гуманитарным наукам по направлениям языкознание и лингвистика, история, культурология, философия, экономика и юриспруденция. Результаты исследования выборки показывают, что актуальные требования к представлению информации в текстах авторами не соблюдаются, компетенции в области академического письма в условиях Информации 4.0 не сформированы вполне.