Влияние иносферы на ценностные установки личности в цифровой культуре

Философия
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена социально-философским аспектам формирования ценностной структуры личности в цифровую эпоху. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью интереса к проблеме трансформации установок личности в связи с распространением цифровой медиасреды. Автор обращается к анализу представлений о ценностях в социуме, существующем в условиях информационной культуры, ставит задачу определения степени и способов влияния информационной сферы на ценностные установки личности. Исследование проводится на концептуальной базе социальной онтологии. Подчеркивается зависимость представлений о значимых духовно-нравственных доминантах от влияния множества социокультурных факторов. Специфика цифровой культуры связывается с насыщенным информационным полем, которое создает новые смыслы и приоритеты. Методологической основой анализа выступает топологический подход, выделяющий факторы тотального влияния информационного поля на сознание и ценностные установки индивида. Показана роль трансформации ценности времени и знания в условиях цифровой реальности как фактора самоопределения личности в социальном пространстве-времени. Рассматривается ценностный рост установки на свободу самопрезентации в цифровой сети. Подчеркивается неоднозначность и незавершенность моделей homo informaticus. Обобщаются данные социально-психологического исследования структуры базовых ценностей личности и преодоления интернет-зависимости в молодежной среде. Автор делает вывод о необходимости ограничения хаоса цифровой сети критериями безопасности и системой информационных фильтров.