Кросс-культурная специфика цитирования как средства расширения пространства диалога в акаемическом дискурсе

Авторы:
Аннотация:

Цитирование в академическом дискурсе – это закономерная практика, направленная на разъяснение, информирование, убеждение и конструирование диалога как с читателем, так и с дисциплинарным сообществом в целом. Цитирование понимается как интегрирование чужого слова в создаваемый автором текст, в результате которого текст обогащается новыми смыслами. Было определено ранее, что в зависимости от того, выделяется источник информации в цитате или скрывается, пространство для диалога может расширяться или сужаться. Цель данной статьи – выявить специфику цитирования в академических статьях на русском и английском языках с фокусом на способности цитат расширять или сужать пространство диалога. В качестве материала анализа выбраны 10 статей на русском языке, опубликованные в российских изданиях, и 10 статей на английском языке, опубликованные в международных журналах. Исследование проводилось с помощью методов контекстуального анализа, наблюдения, классификации, интерпретации, а также количественного анализа. Формирование исследовательского корпуса осуществлялось методом целенаправленной выборки. В результате анализа было выявлено, что в англоязычных международных изданиях цитирование встречается чаще, чем в русскоязычных. В международных журналах более активно используется тип цитаты, фокусирующийся на обезличенной лексике, а не на человеческом факторе. Это позволяет автору усилить фактичность представляемого исследования, формируя у дискурса объективный тон и сужая пространство для оспаривания и уточнения информации. В русскоязычных статьях превалируют цитаты с фокусом на личности как источнике информации. Подобный тип цитаты позволяет автору создать ощущение диалога с членами академического сообщества. Полученные результаты позволяют лучше понять природу цитирования, которая, как оказывается, связана с национальными традициями академического письма и может требовать адаптации к международным нормам цитирования.