Убеждение как стратегия речевого воздействия в академическом дискурсе билингвов
В статье рассматривается понятие речевого воздействия стратегии убеждения в академической коммуникации билингвов. Цель настоящего исследования заключается в разработке модели стратегии убеждения на основе выбора вербальных средств речевого воздействия естественного языка (на примере английского языка) с позиции продуцента. Теоретико-методологическим основанием исследования в рамках теории речевой деятельности и деятельностной парадигмы в статье приняты методы моделирования, контент-, контекстуального и семантического анализа, метод лингвистического описания, интроспекции. Материалом исследования послужил корпус англоязычных лекций Мичиганского университета, на примерах которых предпринята попытка изучения воздействующего потенциала дискурсивных единиц при реализации тактик информирования, доказательного аргументирования, обобщения в стратегии убеждения. Модель стратегии убеждения представлена авторами на основе речевых актов иллокуции, локуции и перлокуции. Установлено, что механизм стратегии убеждения, детерминируемый мотивами, целями и личностными смыслами коммуникантов, направлен на конструирование академической идентичности реципиента на основе его культурной идентичности, активной познавательной позиции и интериоризации академических концептов. Делается вывод, что специальные языковые средства в стратегии убеждения на лексико-грамматическом и фразовом уровнях рассматриваются как инструменты речевого воздействия, позволяющие преодолеть коммуникативные затруднения, повысить продуктивность коммуникации академического материала, дополнить индивидуальный лексикон билингва новыми концептуальными репрезентациями и реализовать коммуникативные интенции.