Жанр речи в динамике дискурса

Авторы:
Аннотация:

Настоящая статья посвящена анализу функциональной трансформации жанровых форм в институциональном дискурсе. В фокусе исследования находится педагогический дискурс, который призван легитимировать ряд институционализируемых государством ценностей («институционализированных»), необходимых к воспроизводству в обществе. Материалом служат учебники серии «Наша мораль»(私たちの道徳 /ватаси-тати но до:току/) для младших и средних школ Японии, которые являются основой курса «Моральное воспитание» (道徳教育 /до:току кё:ику/). Общий объем проанализированного материала составляет 1500 страниц. В исследовании использованы методы дискурс-анализа, а также элементы жанроведческого и сравнительно-сопоставительного анализа. В результате продемонстрированы принципы модификации различных жанров в принимающем дискурсе в новые формы, которые в рамках настоящего исследования получили название «дискурсивно модифицированные жанры». Полученные результаты представляют интерес для специалистов в области теории дискурса и дискурс-анализа, речеведения и жанроведения. В качестве перспективы исследования видится системное изучение дискурсивного потенциала различных жанров речи.