МИМЕЗИС И РЕКУРСИЯ: К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Философские и культурологические исследования
Авторы:
Аннотация:

Рекурсия – свойство мимезиса, посредством которого система процессуально продуцирует разнообразные многочисленные копии (подобия) себя. Будучи еще недостаточно изученной, она является важным фактором эволюционной, онтологической возможности эффективной саморегуляции, самосознания, интерсубъективности, социальной коммуникации в целом, включая массовую коммуникацию. Уточняются причины мимезиса, выделяются его разновидности в зависимости от того, что лежит в его основе: подражание образцу; объекту; другому субъекту; уподобление системе знаков, экрану, технологиям, опосредующим и замещающим объекта и субъекта. Подчеркивается, что рекурсия – свойство, сквозное для всех видов мимезиса, имеющее коммуникативную функцию. Новым является анализ специфики рекурсии с привлечением данных нейрофизиологии, антропологии, социологии, семиотики, рассматриваемых через призму эпистемологии. В этой связи используются методы сравнительного анализа, аналогии, обобщения, объединяемые методологией междисциплинарного анализа. Учет механизма мимезиса, его свойства рекурсии имеет, как минимум, три практических приложения: (1) в выявлении более широкого горизонта познавательных возможностей и адаптации; (2) в оптимизации обучения детей и социализации в целом; (3) в повышении эффективности управления массовым сознанием.