Речевые дисциплины в системе гуманитарной подготовки студентов

Проблемы высшей школы
Авторы:
Аннотация:

Статья актуализирует проблему формирования речевых компетенций студентов в условиях исключения из учебных планов речевых дисциплин. Автором поставлена задача выявить уровень речевой культуры авторов научных публикаций. В работе использован объективный метод анализа научных текстов на соответствие нормам современного русского литературного языка. Наиболее многочисленный кластер составили тексты аннотаций к научным статьям. В результате анализа выявлены типичные ошибки на разных языковых уровнях. Из совокупности полученных данных для детального исследования выбран такой вид ошибки, как нарушение лексической сочетаемости. Сбор фактологического материала осуществлялся с использованием метода сплошной выборки. Для обработки полученных результатов использован статистический анализ. Нарушение лексической сочетаемости выявлено в 21 аннотации к научным статьям из 100. В статье представлены суммарные данные, фиксирующие отрасли науки и отражающие квалификацию авторов статей, в которых имеется данная ошибка. Лидируют по этому показателю статьи на экономические темы – 28,6 процентов. Более 30 процентов авторов статей, в которых имеется данная ошибка, – доктора наук, около 40 процентов – кандидаты наук. Перечень других типичных ошибок сопровождается примерами из научных сочинений разных жанров. Полученные данные сопоставлены с результатами анализа речевых компетенций выпускников школ. Это позволило сделать вывод, что уровень владения русским языком практически не меняется в процессе вузовского и послевузовского обучения. Полученные данные могут быть использованы для актуализации поставленной проблемы в сознании всех участников образовательного процесса в высшей школе, а также для проведения практикумов со студентами и аспирантами.