Философское образование в постсоветской России: горизонты возможностей
Статья посвящена анализу ситуации, которая сложилась в постсоветской России с философским образованием. Вопрос о легитимации философии в современном обществе напрямую связан с тем, каким образом, в каких социальных пространствах и посредством какого образовательного инструментария производятся философские инвестиции. Использование методологии проблематизации, дескриптивной аналитики и контектуализации позволило выявить те тенденции, которые прослеживаются в конституировании философской образовательной прагматики, а также выявить причины последних. Вне сферы философского образовательного регулярного и целенаправленного попечения в постсоветском России оказались практики популяризации фундаментальных концептов знания среди широких слоев населения. Современное российское философское образование ограничивается лишь пределами высшего школы. Отчетливо проявляется тенденция дальнейшего целенаправленного ограничения этого пространства: философия уже не является обязательной дисциплиной при подготовке специалистов высшей квалификации. Тому есть несколько причин как социально-объективного характера, связанного с историческими обстоятельствами развития философии в России, так и субъективного, связанного со спецификой философского знания как такового и его «неконкурентоспособности» сегодня в отношении привилегированной модели мироустройства.
К первым относится неизжитое со времен социализма отождествление философии и идеологии. Большое значение здесь также имеет специфики отечественного, российского, философствования как такового. Ко вторым – достаточно индифферентные отношение к всевозможным коммуникативно-технологическим инновациям вообще, и их эвристическим, а также методологическим привилегиям в образовании в частности. В случае с философией использование инновационных технологий не дает никакого концептуально значимого для дисциплины приращения, но область прикладную и вторичную – операционно-инструментальную. Двусмысленным и неопределенным остается также и статус самого «агента», фигуры философа, который в сегодняшней системе общественного разделения труда присутствуя номинально в качестве соответствующей позиции в государственном номенклатурном реестре легитимно номинируемых профессий, реально же и по факту как таковой отсутствует.